Смотреть Взгляды Базена онлайн - Фильмы бесплатно

 

Взгляды Базена, Фильм 2007 года.

Взгляды Базена на значение и функции монтажа являются закономерным следствием основных теоретических построений критика, поскольку именно данный тип монтажного мышления («невидимый» монтаж) более всего отвечает принципу максимального приближения к физическому реализму. «Вчувствование» в действительность, принцип ненарушения целостности события, расширения «квантов» длительности и др. положения будут рассмотрены ниже в подглаве «Прозрачный стиль» Андре Базена. Говорить об «антимонтажности» Базена, на наш взгляд, некорректно, поскольку, действительно отрицая монтаж дискурсивный, Базен тем не менее придает исключительно важное значение анализу принципов «невидимого» монтажа, рассматривая его как «важнейший художественный компонент» экранной образности. Позиция Базена по данному вопросу может быть интерпретирована как максималистская (кинематограф имеет блестящие примеры правомерного использования принципов аналитического монтажа), однако это не дает оснований упрекать французского теоретика в отрицании монтажного принципа как такового.

В 30-40 годы происходит обогащение монтажа новыми выразительными средствами:
глубинная мизансцена движение камеры (треввелинг) комбинированные панорамы Идет активный процесс формирования монтажных стилистик. Появляется новая стилистика — сочетание кадров большого метража без видимых стыков, создавая впечатление непрерывности действия. 40-е годы (эстетика неореализма) делается установка на повествование с минимальной художественной условностью, создание иллюзии реальности. Монтаж интерпретируется как «снятие» монтажа в категориях А. Базена. Возникает идея «прямого» немонтажного кино — творение реальности без монтажа.

К этому периоду теоретически определены следующие типы монтажа:
• событийно-логический (минимальная степень художественной условности, неявная монтажная форма, иллюзия растворения в материале);
• метафорический тип (поэтическое кино: ассоциативное сочетание кадров, активный монтажный подтекст, повышенная экспрессия, скрытое авторское «вмешательство», ретроспекции, интроспекции и пр.);
• промежуточный — строится на внутренних ассоциациях и скрытой символике содержания, иносказательный смысл возникает исподволь, в спонтанном движении фильма.

Современному искусствоведению хорошо известно, что монтаж отнюдь не является изобретением и привилегией кино. Монтаж как принцип связи, как отбор, как обобщение присущ каждому искусству (на это неоднократно указывали в своих исследованиях в том числе и классики советского кино; так, Эйзенштейн, анализируя природу мон­тажа, постоянно обращался за примерами к произведениям литературы, живописи, музыки). Именно Эйзенштейну принадлежит акцентировка мысли на том, что кинематограф лишь специфическая разновидность общего монтажного принципа — имманентного качества искусства как такового.

Сегодня мы знаем, что монтаж — явление диалектическое, выражающее родовое свойство художественного мышления. Монтаж есть общая проблема культуры, ибо монтаж есть везде, где есть принципиальная дискретность частей внутри целого. В каком-то смысле вся человеческая культура есть сфера монтажных конструкций.

Принцип монтажа заложен в самом механизме творческого мышления (как, впрочем, и мышления вообще), но если в других искусствах монтаж как бы растворяется в общем контексте выразительных средств, в кино монтаж — это доминирующее качество мышления и необходимое условие его существования как искусства (без использования принципа монтажа немыслима сама синтетическая структура экранного образа).

Всякий художественный образ создается целенаправленным монтажным сочетанием выразительных элементов, порождающих новое качество.

В кино функция монтажа варьируется от чисто технической до создания обобщенной художественной мысли, стилевой доминанты произведения.

 



Оставить свое мнение о кино Взгляды Базена для пользователей
  


   Отзывов: 1




© Kinogid.tv - Ваш киногид в мире кино. Контакты